Верховный суд защитил добросовестных приобретателей в споре с ДГИ Москвы
Верховный суд защитил добросовестных приобретателей в споре с ДГИ Москвы
После смерти в 2014 г. одинокого пенсионера, не оставившего завещания, московская квартира перешла в собственность мнимой дочери по поддельному свидетельству о рождении. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
Затем в этом же году квартира была продана другому приобретателю, после чего в 2017 г. подарена его сестре.
Поддельность свидетельства о рождении выявилась в 2020 г., было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, Департамент городского имущества Москвы признан потерпевшим.
В связи с этим ДГИ обратился в суд с иском об оспаривании свидетельства о праве на наследство, договоров купли-продажи и дарения квартиры, её истребовании из чужого незаконного владения, признании права собственности г.Москвы, признании покупателей недобросовестными приобретателями, их выселении и выписке.
Собственники обратились со встречным иском о признании их добросовестными приобретателями.
Суды трёх инстанций иск ДГИ удовлетворили, во встречном отказали, сославшись на наличие у ответчиков реальной возможности убедиться в подложности свидетельства о рождении через сайт системы ЗАГС.
Пострадавшие дошли до Верховного суда, который с выводами судов не согласился и отменил решения по следующим основаниям.
Проверять действительность свидетельства о рождении следовало нотариусу, который и несёт за это ответственность, а покупатели за ошибки чиновников не отвечают.
ДГИ должен был надлежаще контролировать своё выморочное имущество, включая его своевременное установление и оформление права собственности.
Департамент городского имущества не принял квартиру в своё владение, не нёс бремя содержания и не обеспечил сохранность.
И кроме того, не обращался ни в нотариальную палату за оформлением наследственного дела, ни к нотариусу за свидетельством о собственности на выморочное имущество, не зарегистрировал право в ЕГРН и не внёс квартиру в Реестр собственности Москвы в жилищной сфере.
Таким образом, именно невыполнение департаментом как уполномоченным органом своих обязанностей привело к незаконному отчуждению квартиры в собственность покупателей, которые добросовестно полагались на государственную систему нотариата и данные Росреестра.
Верховный суд применил и поправку в ст. 302 ГК РФ (федеральный закон от 16.12.2019 г. № 430-ФЗ), вступившую в силу с января 2020 г., установившую для ДГИ Москвы как полномочного госоргана специальный срок исковой давности в 3 года со дня внесения в ЕГРН записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя помещения.
Сославшись на отсутствие в материалах дела доказательств недобросовестности приобретателей, определением от 05.07.2022 г. № 5-КГ22-51-К2 Верховный суд отменил решения и направил дело на новое рассмотрение.
Схожее определение по аналогичному же делу вынесено Верховным судом 25.01.2022 г. № 5-КГ21-166-К2.