ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жильё инвалидам

О недопустимости выселения из служебного жилья и общежитий одиноких инвалидов и семей с детьми-инвалидами

Бобров Евгений Александрович,

к.ю.н., ст. преподаватель кафедры гражданского процесса

и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Доклад на Совместной научно-практической конференции

«Обеспечение прав и свобод личности в современном мире»

в рамках VI Московской юридической недели,

г.Москва, 22-24 ноября 2016 г.

 По действующему жилищному законодательству для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения либо в связи с назначением на государственную или выборную должность им может быть предоставлено жилое помещение в общежитии либо служебное жилье (ст.ст. 93, 94 ЖК РФ).

Указанные виды жилых помещений относятся к специализированному жилищному фонду и предоставляются их собственниками по договору найма специализированного жилого помещения (ч. 1 ст. 99 ЖК РФ).

Развитие экономических отношений обусловило случаи передачи жилых домов в собственность другим публичным образованиям или хозяйствующим субъектам либо их закрепление в хозяйственное ведение или оперативное управление иным юридическим лицам.

В силу требований ч. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также его передача в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения.

Из указанного правила предусмотрено единственное исключение сохранения договора найма специализированного жилого помещения: если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано это жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем.

Во всех остальных случаях расторжения или прекращения договора найма специализированного жилого помещения наниматели должны освободить занимаемые жилые помещения, а в случае отказа подлежат выселению без предоставления другого жилья (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ[1] статья 103 ЖК РФ дополнена частью 5, согласно которой не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, расположенных в границах соответствующего населенного пункта, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В результате существующего правового регулирования ряд категорий граждан, добросовестно работавших или служащих у наймодателя, предоставившего им служебное жилье или жилое помещение в общежитии, по совершенно не зависящим от них причинам необоснованно лишаются своего конституционного права на жилище.

Это, прежде всего, не имеющие другого жилья одинокие ограниченно трудоспособные инвалиды и семьи с детьми – инвалидами. В силу объективных причин они уже не могут ни продолжать активную трудовую деятельность, ни обеспечить себя никаким жильем, поскольку наиболее доступными видами жилищного обеспечения социально незащищенных категорий граждан (помимо ночлежек и приютов) являются именно служебные жилые помещения и общежития.

С целью устранения очевидной несправедливости в столь неприемлемом правовом регулировании 17 августа 2016 г. депутатами Государственной Думы РФ С.Мироновым, Г.Хованской и А.Руденко в Государственную Думу внесен законопроект № 1151375-6[2] о дополнении части 2 статьи 103 ЖК РФ пунктом 5 и установлении недопустимости выселения без предоставления другого жилья также и семей, имеющих детей-инвалидов.

Между тем, одинокие ограниченно трудоспособные инвалиды находятся в более тяжелой жизненной ситуации по сравнению с семьями, имеющими детей-инвалидов, т.к. при наличии у ребенка-инвалида обоих родителей хотя бы один из них может полноценно работать, обеспечивая семью, а одинокий ограниченно трудоспособный инвалид трудиться уже фактически не может и ему некому помочь.

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий у инвалидов изложены в «Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 1024н[3].

Способность к трудовой деятельности, согласно подпункту «ж» пункта 5 данных Классификаций и критериев, - это способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Поскольку предоставление служебного жилья или жилого помещения в общежитии обусловлено обязательностью продолжения трудовых или служебных отношений, что в перечисленных выше случаях затруднительно или невозможно, то поддерживая внесенный законопроект, я считаю необходимым его расширить и установить недопустимость выселения в указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ случаях без предоставления другого жилья помимо семей, имеющих детей-инвалидов, еще и одиноких инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности.


[1] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2012 г.,

«Российская газета», № 46, 02.03.2012 г.,

[2] http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1151375-6

[3] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.01.2016 г.