ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Новости

В России заговорили о реформе прописки

05.03.2021 22:58
Регистрацию  предлагают  отвязать  от  жилищных  прав,  сделав  реально  уведомительной,  и  оформлять  без  присутствия  собственника

Фиктивной регистрацией в России вынуждены пользоваться не только мигранты, но и сами граждане. Это люди, у которых нет собственного жилья. Они могут работать, снимать квартиру. Но если ее владелец не хочет регистрировать жильцов, другого выхода не остается, ведь именно на регистрации завязаны многие наши права.

Правозащитники предложили шесть пунктов, которые помогут решить проблему и сделать регистрацию всеобщей. Свои идеи они обсудили с профильными ведомствами в ходе круглого стола «Как преодолеть неизбежность фиктивной регистрации, которой вынуждены пользоваться и иностранцы, и россияне».

«Я долгое время занималась мониторингом нарушения прав граждан России, проживающих без регистрации, — отметила председатель Совета Калужского регионального общественного движения „За права человека“ Татьяна Котляр. — Вот короткий перечень, далеко не исчерпывающий: без постоянной регистрации россиян не вносят в список избирателей, не выплачивают пособия на детей, не принимают в детсады и школы, не ставят в очередь на получение жилья. Налоговая не оформляет ИНН. Без этого документа и постоянной регистрации не принимают на работу. Гражданам с российскими паспортами, но без регистрации по месту жительства, не оформляют пенсию. Многие эти вопросы решаются в суде. Но гораздо проще сделать фиктивную регистрацию, чем ходить в суд».

 

При этом, как рассказал руководитель проекта «Право на Родину» Форума переселенческих организаций Евгений Бобров, в России живет немало людей, которые не подпадают под критерии регистрации. «Как это ни парадоксально, регистрация иностранцев организована намного проще регистрационного учета россиян», — отметил Бобров.

 

Правозащитники сформулировали предложения, которые способны обеспечить достоверность и всеобщность регистрационного учета.

 

Во-первых, нужно отвязать, наконец, регистрацию от жилищных прав, связанных с нормативами по обеспечению жилой площадью, сделав ее реально уведомительной, считает Бобров.

 

«Сейчас для регистрации, кроме паспорта, нужен документ о праве на жилье, согласие собственника или нанимателя, а также всех зарегистрированных в нем граждан. Кроме того, при регистрации учитывается соблюдение норматива по площади жилья. Люди, у которых нет своего жилья, и которые не смогли получить согласия хотя бы одного из проживающих, регистрации не подлежат, и сталкиваются с невозможностью реализации основных социальных прав. В Московской области даже бездомных не берут в ночлежки, если их последним местом регистрации по месту жительства была не Московская область», — отметил правозащитник.

 

Отсутствие механизмов понуждения наймодателя к регистрации нанимателей подталкивает их на теневой рынок, к покупке поддельных документов и совершению мнимых сделок с недвижимостью.

 

«Регистрационные процедуры, как во всем цивилизованном мире, должны носить характер уведомления приехавшим о месте нахождения, без подтверждения принимающей стороной. Регистрировать жильцов можно на основании письменного договора найма жилья, запретив органам регистрационного учета требовать явки всех собственников жилья. При этом собственников жилья из процедуры регистрации можно совсем исключить», — считает Котляр.

 

Но исключив из списка требований личное присутствие собственников на самой процедуре, важно, чтобы они оставались в курсе происходящего, полагает председатель комиссии СПЧ по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию Татьяна Мерзлякова. «Когда мы говорим об уведомительном характере регистрации, важно понимать, будет ли знать собственник, владелец квартиры, о том, что у него в квартире зарегистрированы другие люди. Ко мне обратилась женщина, в квартиру которой прописалось 85 мигрантов. И узнала она об этом, когда пришел счет на 600 тысяч рублей. Такие проблемы уже возникают, важно их не тиражировать», — заметила она.

 

Во-вторых, надо дать людям возможность зарегистрироваться в любом помещении, не обязательно жилом — как по месту пребывания, так и по месту жительства, считает Бобров. «Закон сейчас позволяет регистрировать проживающих в гостинице, санатории, больнице, тюрьме и других помещениях нежилого фонда, но лишь по месту пребывания. По месту жительства — только в тюрьме. Хотя при отсутствии у человека другого жилья он подлежит регистрации именно по месту жительства», — подчеркнул правозащитник.

 

В-третьих, нужно прописать в законе возможность зарегистрироваться по фактическому адресу работодателя. По словам Боброва, это важно, если человек живет в труднодоступной местности, в местности без почтовой связи, например, строит новый микрорайон, выполняет полевые работы, устраняет последствия стихийного бедствия, ночуя в вагоне-бытовке в чистом поле.

 

В-четвертых, регистрировать бездомных по месту жительства по адресу районного отдела миграционной службы или районной администрации, чтобы обеспечить элементарное планирование пунктов обогрева, дезинфекции и питания на зиму. «Напомню, что кочевники районов Крайнего Севера сейчас регистрируются по адресу местной администрации, причем — именно по месту жительства», — отметил Бобров.

 

В-пятых, процедура регистрации должна стать уведомительной, как и предусмотрено законом: без принятия решения паспортной службой, максимально исключив для заявителей личное взаимодействие с ней. «Для этого нам нужно обеспечить оформление регистрации по почте, через интернет и терминалы в пунктах массового прибытия. Например, наймодатель через сайт Госуслуг заполняет форму регистрации и передает нанимателю код доступа. Наниматель прибывает на вокзал, в аэропорт и так далее, вводит этот код в терминал или по смс, и его данные автоматически загружаются из тех же Госуслуг. Всё, человек зарегистрирован, выполнив одно действие за пять секунд», — отметил Бобров.

 

В-шестых, нужно отвязать миграционный учет от регулирования миграционных процессов, и вообще законности пребывания иностранцев в России, уверен правозащитник. «Уже сама преамбула закона о миграционном учете содержит положение о том, что этот учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов. Не вызывает сомнений, что никакой учет не может ничего регулировать. Поскольку он подтверждает законность пребывания иностранцев в России, отсутствие учета переводит иностранца в нелегала. При таком положении миграционная служба не может выполнить возложенную на нее функцию по фиксации места пребывания физического лица — как законно, так и незаконно находящегося в стране», — отметил эксперт.

 

 

 

Как это может выглядеть: 

«Человек регистрируется в жилом помещении, если у него есть документ, подтверждающий право пользования, или согласие проживающего в этом помещении лица. Если жилого помещения нет, и человек живет в нежилом, тогда он предоставляет документ о наличии у него нежилого помещения. Если никакого помещения нет, но этот человек работает и живет в помещении работодателя в труднодоступной местности без почтового сообщения, он регистрируется по адресу работодателя — юрлица. В форме заявления он указывает адрес и максимально точное местонахождение. Если нет ни помещения, ни работы, человек регистрируется по адресу районной миграционной службы. При отсутствии удостоверяющего личность документа он его получает в течение двух месяцев в той же миграционной службе, и регистрируется по нему. При схожей уведомительной процедуре и основаниях у нас организован миграционный учет иностранцев», — отметил Бобров.

 

По его словам, все эти предложения от имени СПЧ были озвучены президенту и неоднократно обсуждались с профильными ведомствами. Их поддержали Федеральная налоговая служба, Служба судебных приставов, Судебный департамент при Верховном суде и Генпрокуратура. «Остальные ведомства миграционного, силового и социального блока выразили замечания, не предложив никакого механизма регистрации, обеспечивающего достоверность, общедоступность и всеобщность. Хотелось бы уже концептуально с руководством ФМС согласовать основные моменты, чтобы их потом доработать», — отметил Бобров.

 

Замначальника отдела миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства УРВР ГУВМ МВД России Михаил Илинич отметил, что ведомство тоже стремится к тому, чтобы все иностранцы и граждане были зарегистрированы. Уже настраивается система подачи уведомлений о прибытии через портал Госуслуг. Если в стране удастся обеспечить обязательное заключение договора аренды жилья, в таком случае можно подумать и о том, чтобы арендатор уже на основании этого договора мог сам себя зарегистрировать, отметил Илинич.

 

Росбалт, 4 марта 2021 г.