Группа депутатов от КПРФ внесла в Госдуму законопроект, который предлагает запретить выселять семьи из бывшего служебного жилья или общежитий, при условии, что занимаемая площадь является их единственным жильём.
Как говорится в пояснительной записке, в советское время министерства, ведомства, заводы и объединения обеспечивали своих работников социальной инфраструктурой: детскими садами, санаториями, профилакториями и др. Работники этих учреждений, как и основные сотрудники предприятий, обеспечивались жильём.
Сегодня министерства избавляются от непрофильных активов, бывшие государственные предприятия и корпорации передают местным органам власти объекты социальной инфраструктуры, чтобы не нести расходов на их содержание. Новый собственник жилого фонда не признаёт право работников ведомственных социальных учреждений на проживание в занимаемых ими помещениях.
Согласно ст. 103 Жилищного кодекса, такие граждане подлежат выселению, поскольку они не имеют договора социального найма с новым собственником. Их ожидает постановка на учёт, как нуждающихся или ипотека, которая не всем доступна.
Авторы законопроекта предложили поправки в Жилищный кодекс, которые предусматривают введение запрета на выселение таких семей, если у них нет другого жилья.
«Ни одна страна мира не выбрасывает на улицу людей, только по причине изменения экономической политики. В холодной по климатическим условиям России, выгонять на улицу людей, не предоставляя им другого жилья просто преступление», - отметили парламентарии.
Законопроект № 988750-7 «О внесении изменений в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации».
14 июля 2020 г.
Вносится депутатами Государственной
Думы: В.И. Кашиным, Ю.В. Афониным,
Н.В. Коломейцевым, Н.В. Арефьевым
14 июля 2020 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2007, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 39, ст. 4542; 2010, № 31, ст. 4206; 2011, № 23, ст. 3263; № 50, ст. 7343; 2012, № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1646; 2014, № 30, ст. 4218, 4256, 4264; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3967; 2016, № 1, ст. 24; № 27, ст. 4288; 2017, № 1, ст. 10; № 31, ст. 4806; № 52, ст. 7939; 2018, № 1, ст. 69; № 15, ст. 2030; № 24, ст. 3401; № 32, ст. 5134; № 53, ст. 8484; 2019, № 22, ст. 2672; 2020, № 5, ст. 491) следующие изменения:
1) Часть 3 пункта 2 статьи 103 дополнить предложением следующего содержания:
«3) Работники, которым было предоставлено служебное жилое помещение или помещение в общежитии, если данное жилое помещение для них является единственным».
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации»
В советское время министерства, ведомства, заводы и объединения, кроме основной работы занимались обеспечением своих работников социальной инфраструктурой: детскими садами, медицинскими учреждениями, санаториями, профилакториями и другими заведениями.
Работники социальной сферы считались работниками этих ведомств и обеспечивались жильем и другими социальными благами наравне с основными работниками.
Сегодня социальными услугами работники ведомств не обеспечиваются.
Более того, Министерствам приказано освободиться от непрофильных активов, а бывшие государственные предприятия и корпорации сами передают местным органам власти объекты социальной инфраструктуры, чтобы не нести расходов на их содержание.
Работники ведомственных социальных учреждений (работники детских садов, клубов, санаториев и проч.), проживающие в общежитиях и служебном жилье, при передаче жилого фонда утрачивают связь с предприятием, а новый собственник жилого фонда не признает их права на проживание в общежитиях и служебной жилой площади. Согласно статьи 103 Жилищного кодекса такие граждане подлежат выселению с занимаемой жилой площади, как не имеющие договора социального найма с новым собственником и попадают под действие жилищного законодательства, то есть выселение, постановка на учет, как нуждающегося, 50 лет ожидания получения жилья, либо ипотека. Однако в общежитиях живут люди, как правило, низкооплачиваемые и не подпадающие под получение ипотечного кредитования. Таким образом, данные семьи, на законном основании проживающие в предоставленном им жилье, выселяются на улицу без возможности получить от государства или купить другое жилье.
Законопроект предлагает не выселять семьи из служебного жилья или общежитий, если занимаемая ими жилплощадь является единственным жильем.
Ни одна страна мира не выбрасывает на улицу людей, только по причине изменения экономической политики. В холодной по климатическим условиям России, выгонять на улицу людей, не предоставляя им другого жилья - просто преступление.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Е.А. Боброва по доработке законопроекта № 988750-7
Законопроект запрещает выселять из общежитий и служебного жилья тех, для кого это жильё единственное.
Ошибочность законопроекта в отсутствии компромисса между интересами работников и работодателей. Нельзя согласиться с запретом выселения вникуда как состоятельного бывшего работника, так и депутата Госдумы, если они продадут или подарят прежнее жильё, например, родственнику.
Обеспечивать условия в реализации жилищных прав на системном уровне надо только нанимателям из социально приоритетных категорий населения, таких как многодетные, одинокие пенсионеры, инвалиды и сироты. В индивидуальном порядке – гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Подтверждение неспособности решить жилищный вопрос – это, прежде всего, статус малоимущего и / либо принятие на жилищный учёт. Союз «либо» использован для очередников, принятых на учёт до 2005 г., к которым закон не предъявляет требование быть малоимущими. С другой стороны, малоимущий инвалид, имеющий копеечный деревенский дом в заброшенной глубинке, не может встать на жилищный учёт в случае превышения учётной нормы площади жилья.
Поэтому считаю возможным дополнить законопроект словами: «… признанными малоимущими и / или нуждающимися в жилых помещениях и / либо отнесенным к категориям граждан, нуждающихся в специальной социальной защите».
Учитывая, что в федеральном законодательстве сейчас нет ни понятия «специальная социальная защита», ни категорий граждан, нуждающихся в ней, надо их определить.
Но этот подход концептуально неправильный, т.к. желание помочь многодетным и одиноким инвалидам оборачивается проблемами:
- для наймодателя, который не может использовать жилищный фонд по назначению – для временного размещения своих работников,
- и для самих нанимателей из социально приоритетных категорий, которым некомфортно много лет проживать с временными рабочими в общежитии с общими туалетами и душевыми.
Хотя общежитие - это временный тип заселения, который не характерен для 21 века, проживание в общежитии для многих становится постоянным. Но запрет выселения - это полумера: в общежитии не должно быть постоянных жителей.
Проблему надо решать кардинально, заменив весь спецжилфонд на арендное жильё, наемные дома и жилые помещения для соцзащиты и социального обслуживания отдельных категорий граждан.
Субсидировать проживание социально приоритетных категорий нанимателей в арендном жилье должно государство или работодатель, исходя из вида соответствующего социального риска. Но это, к сожалению, только в будущем.
рассмотрены на заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по жилищной политике и по ЖКХ 30.07.2020 г.