Заслуживает ли Москва участь перенаселенной столицы вымирающей страны?
Глава департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин сообщил вчера о планах по застройке прилегающих к МКАД районов, в которых на нескольких десятках тыс. га предполагается построить 10 млн. кв. м жилья, офисной, производственной и другой недвижимости как с внутренней, так и с внешней стороны по всей длине МКАД.
Причем жильём планируется застроить половину этой территории. Предельная высотность домов будет зависеть от района и может составлять 12, 17 или 25 этажей. Точные объем и параметры застройки станут понятны после разработки территориальной схемы участков.
Целесообразность возведения такого объёма коммерческой недвижимости сомнительна уже сейчас - пустуют миллионы кв. м новостроек, а обеспечить жильем почти 80 тыс. городских очередников пока не хватает политической воли, да и неприбыльно.
В обоснование стратегии демографического развития Москвы столичное правительство справедливо отмечает, что "Москва - это крупнейший мегаполис в мире. К началу XXI века, за исключением двух североамериканских городов - Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, все остальные мегаполисы находятся либо в развивающихся странах, либо в таких перенаселенных государствах, как Китай и Япония" (Концепция демографического развития города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. № 482-ПП, в ноябре 2016 г. утратила силу и больше концепции нет).
Не фокусируя внимание на без того существенных московских проблемах транспорта, экологии и даже очевидной социальной безответственности грядущей бизнес-программы реновации, у меня возникает единственный вопрос: не лучше ли для развития экономики страны и прекращения обезлюдивания сельских территорий, создать, наконец, качественные социально-экономические стимулы для развития внутренней и внешней миграции (соответственно, россиян и иностранцев) в малые города и пригороды крупных, но ни в коем случае не в мегаполисы?
Для решения в том числе и этой задачи СПЧ разработал множество инициатив по:
- формированию фонда доступного жилья,
- упрощению регистрационного учета россиян,
- обеспечению социальных прав непрописанных россиян,
- гуманизации миграционной политики и привлечению в Россию соотечественников,
- обеспечению права населения на участие в местном самоуправлении,
- недопущению градостроительных конфликтов и их цивилизованному разрешению,
- защите гражданских и жилищных прав жителей бывших ведомственных общежитий (с законопроектом),
- и др., большинство из которых - по поручениям президента.
После получения отзывов ведомств мы совместно продолжаем решать все эти проблемы.
Чтобы не заниматься только обличительством, предлагаю читателям объективно и неэмоционально высказать в комментариях свои тезисы о возможной пользе очередной волны застройки Москвы, т.к. проблемы этого слишком очевидны. Наиболее обоснованные предложения могут быть включены в наш доклад главе государства.