ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Новости

Инициировали отмену постановления, запрещающего заключать соцнайм в бывших общежитиях

03.02.2018 00:38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о проверке законности отдельных положений постановления Правительства Москвы «О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы» от 19 декабря 2012 г. № 743-ПП

 МОО «Правозащитная организация «Восход» проведена проверка соответствия жилищному законодательству постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 743-ПП «О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы» (далее – постановление).

Постановлением установлен Порядок оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы (далее – Порядок), который издан по исполнение статьи 7 Вводного закона к Жилищному кодексу РФ, согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения:

1. В пункте 3 Постановления и в пункте 3 (а также в пунктах 4, 5, 6 с подпунктами) Порядка содержится не соответствующая статье 7 Вводного закона к ЖК РФ ограничительная регламентация категорий граждан, с которыми оформляются договоры социального найма (далее - ДСН) на занимаемое (ранее предоставленное) жилое помещение, исключающая из указанного круга лиц:

1.1. по пункту 3 Постановления и пункту 3 Порядка:

- граждан, вселенных законно, не имеющих документов о своем вселении, при том, что закон не возлагал и не возлагает на них ответственность на возможное неоформление, невыдачу либо несохранность указанных документов;

- жителей бывших ведомственных общежитий, помещения в которых переданы в собственность г.Москвы после вступления в силу данного постановления;

- и переданы не из собственности Российской Федерации, а, например, из частной собственности приватизировавшего их предприятия.

1.2. по пункту 3.2. Порядка: с гражданами, проживающими в жилых помещениях в бывших ведомственных общежитиях, не зарегистрированными в них по месту жительства, но фактически проживающими, при наличии документа, послужившего основанием вселения, устанавливается возможность заключения ДСН лишь в случае отсутствия у них на праве пользования или собственности других жилых помещений.

1.3. по пункту 3.3. Порядка: ДСН заключается с гражданами, зарегистрированными в жилых помещениях по месту жительства, но не проживающими в них из-за отсутствия свободных жилых помещений, осуществляющими плату за жилое помещение за весь период действия права пользования.

Возникает вопрос, на какое именно жилое помещение указанные граждане имеют право и каковы правовые основания сохранения данного права в случае добровольного выезда указанных лиц? Представляется, что в данном случае на основании части 3 ст. 83 ЖК РФ они утратили право на ранее занимаемое жилое помещение со дня выезда независимо от факта оплаты за него и независимо от сохранения в нем регистрации. Излишне внесенную оплату они вправе взыскать с наймодателя в том числе и в судебном порядке. Наймодатель также вправе подтвердить прекращение права пользования указанными гражданами жилыми помещениями в судебном порядке.

1.4. по пункту 4 Порядка: с гражданами, зарегистрированными по месту жительства и фактически проживающими в ранее предоставленных жилых помещениях, для оформления ДСН устанавливаются не предусмотренные статьей 7 Вводного закона к ЖК РФ условия:

- о сохранности документов, послуживших основанием для вселения (пункт 4.1.);

- в случае отсутствие таких документов – условие не иметь на праве пользования или собственности иных жилых помещений (пункт 4.2.1.).

1.5. по пункту 5 Порядка: в части граждан, проживающих в жилых помещениях в бывших ведомственных общежитиях, не зарегистрированными в них по месту жительства, но фактически проживающих, при наличии документа, послужившего основанием вселения, не осуществлявшими оплату найма и коммунальных услуг, устанавливается не предусмотренная ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ для заключения с ними ДСН обязанность оплатить эту задолженность за весь период ее образования. Общие положения ЖК РФ о заключении договора социального найма также не устанавливают такого условия для его заключения.

1.6. по пункту 6: в части граждан, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства, но не проживающих в них из-за отсутствия свободных жилых помещений, осуществляющих плату за жилое помещение за весь период действия права пользования, содержится не предусмотренная статьей 7 Вводного закона к ЖК РФ регламентация состоять либо не состоять на жилищном учете в г.Москве для заключения с ними ДСН, в зависимости от которой:

1.6.1. - для состоящих на жилищном учете и отказавшихся от улучшения жилищных условий с использованием личных средств для оформления ДСН на свободное жилое помещение в доме, использовавшемся в качестве общежития, вводится условие о сохранности документа, послужившего основанием для вселения. Соответственно, ДСН не заключается в случае несохранности такого документа, за что граждане не отвечают;

1.6.2. - для не состоящих на жилищном учете:

- и не имеющих иных жилых помещений на праве пользования или на праве собственности, предлагается приобрести другое жилое помещение, размер которого не должен быть менее 15 кв. м. площади жилого помещения на каждого члена семьи заявителя, но не более комнаты на человека. В данном случае не ясны правовые основания для регламентации минимальной площади приобретаемого жилого помещения гражданами, обязанность по жилищному обеспечению которых не возложена на Правительство Москвы;

- и имеющих иное жилое помещение на праве пользования или на праве собственности, право заключения ДСН не предоставляется вообще в связи с тем, что такие граждане подлежат снятию с регистрационного учета по месту жительства в судебном порядке.

Во-первых, если пунктами 3.3. и 6 Порядка за указанной категорией граждан признавалось сохранение права пользования жилым помещением (как ни странно, при отсутствии самого жилого помещения), то, во-первых, указанное право в любом случае не могло прекратиться в случае приобретения ими другого жилья (т.к. законодательство не предусматривает такого случая утраты права пользования жильем в ни общежитии, ни в бывшем общежитии).

Во-вторых, при наличии у гражданина регистрации по месту жительства и продолжении внесения им оплаты найма и жилищно-коммунальных услуг требуется судебное решение о прекращении права пользования ранее занимаемым жилым помещением.

В-третьих, при отсутствии такого решения само по себе снятие с регистрационного учета не имеет правового значения, т.к. регистрация является лишь административным, а не жилищным правоотношением.

Кроме того, для обоих категорий граждан, предусмотренных пунктом 6 Порядка, следует учитывать и изложенные выше аргументы о возможности заключения ДСН лишь в случае, если граждане не утратили право пользования ранее занимаемым жилым помещением по своему добровольному волеизъявлению.

 2. В пункте 7 Порядка содержится также не предусмотренное статьей 7 Вводного закона к ЖК РФ ограничение по сроку действия Порядка и заключения ДСН – лишь до 31 декабря 2013 г.

 3. В пункте 11 и подпунктах 11.1. и 11.2. Порядка устанавливается предназначение свободных жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий, не учитывающее возможность предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире (для бывших общежитий квартирной планировки покомнатного заселения) кому-либо из рядом проживающих соседей по правилам ст. 59 ЖК РФ

Для устранения изложенных нарушений необходимо установить порядок заключения договоров социального найма с гражданами, проживающими в помещениях в бывших ведомственных рабочих (т.е. нестуденческих) общежитиях:

- со всеми относящимися в период своего вселения к категории законно вселяемых;

- продолжающими проживать в указанных жилых помещениях (а в случае выезда – при отсутствии добровольности выезда);

- вне зависимости от наличия и сохранности документов, послуживших основанием вселения, наличия или отсутствия у граждан другого жилья, регистрации в занимаемом жилье по месту жительства, состояния на жилищном учете и других обстоятельств, не предусмотренных статьей 7 Вводного закона к ЖК РФ;

- на занимаемые (ранее законно предоставленные) помещения, также и не оформленные в жилом фонде, - с одновременным оформлением в таковом (при отсутствии установленных законодательством санитарно-технических ограничений для этого).

Характеристику законности вселения при отсутствии правоустанавливающего жилищного документа целесообразно заимствовать из части 2 обновленной редакции статьи 7 Вводного закона к ЖК РФ в законопроекте № 32886-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», внесенного Правительством РФ и принятого Госдумой в первом чтении 15 февраля 2017 г.:

«Договор найма жилого помещения заключается между собственником указанного жилого помещения и гражданином, проживающим в таком жилом помещении, при наличии у гражданина документов, подтверждающих факт его (хотя бы одного члена его семьи) вселения в это жилое помещение до его передачи в частную собственность в процессе приватизации, и (или) иных документов, подтверждающих фактическое проживание в этом жилом помещении, в том числе документов, подтверждающих внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги».