О предоставлении тяжелобольным очередникам дополнительной площади, если диагноз не входит в Перечень 991н
О предоставлении тяжелобольным очередникам дополнительной площади, если диагноз не входит в Перечень Минздрава № 991н
В своей практике мы часто сталкиваемся с отказами Департамента городского имущества Москвы в предоставлении тяжелобольным очередникам дополнительной площади со ссылкой на то, что дававший это право диагноз входил в ранее действовавший льготный перечень № 817 (1), но не вошёл в действующий № 991н (2).
По мнению руководства департамента, это лишает очередника права на дополнительную площадь, гарантированное ему законом при принятии в очередь. Соответственно, в этом случае инвалид не получит дополнительную площадь ни при подходе очереди, ни при расселении по программе реновации.
Эта позиция ДГИ Москвы незаконна - используйте наше обоснование в жалобе либо в иске.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и субъектов РФ. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору соцнайма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем вдвое), при наличии тяжелой формы хронического заболевания, предусмотренного перечнем Минздрава России (3).
Право нуждающихся на дополнительную площадь реализуется при предоставлении жилья по договорам соцнайма или безвозмездного пользования при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы (4).
Здесь имеют значение два обстоятельства:
Во-первых, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после их введения в действие (5).
Во-вторых, гарантированное законом право на получение дополнительной площади не было своевременно реализовано по независящим от очередника причинам.
Таким образом, если на момент принятия в очередь диагноз тяжелобольного очередника входил в перечень предоставлявших право на дополнительную площадь, то невхождение этого диагноза в перечень Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н всё равно обязывает государство предоставить ему дополнительную площадь.
Это – официальная позиция высшей судебной инстанции, изложенная в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 20.11.2018 г. № 85-КГ18-17, применительно к реализации права на внеочередное получение жилья инвалидом с диагнозом, входившим в прежний, но не вошедшим в действующий льготный перечень заболеваний.
Аналогичной практики по делам, рассмотренным с нашим участием, придерживаются и суды общей юрисдикции московского округа в 2023 году:
- о наличии права на дополнительную площадь у тяжелобольного инвалида при оценке уровня жилищной обеспеченности при решении вопроса о снятии семьи с жилищного учёта (6);
- о предоставлении дополнительной площади при сносе дома по программе реновации (7).
Кстати, размер дополнительной площади равен норме предоставления и он также определяется законодательным актом, действовавшим на день принятия в очередь.
С 10.07.97 г. по 04.08.2006 г. в Москве это 18 кв. м общей площади жилого помещения (8), а с 05.08.2006 г. – 18 кв. м площади жилого помещения (9).
Об отличии понятий «общая площадь» и «площадь жилого помещения» см. в ст. 2 Закона Москвы «Об обеспечении прав жителей г.Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. № 29.
Мы специально указали в этом материале точные даты вступления в силу нормативных актов, т.к. право на дополнительную площадь определяется именно законом, действовавшим на день принятия в очередь.
Внимание: критерии доказывания для истца и ответчика изложены в определении судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2023 г. № 88-4715/2023.
__________________________
1) приказ Минздрава России «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» от 30.11.2012 г. № 991н
2) постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» от 21.12.2004 г. № 817
3) абзацы 1 и 6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ
4) часть 8 ст. 20 Закона Москвы «Об обеспечении прав жителей г.Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. № 29
5) часть 1 ст. 6 ЖК РФ
6) определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2023 г. № 88-5987/2023, определение судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14.06.2023 г. № 33-21510/2023
9) пункт 3 ст. 20 Закона Москвы «Об обеспечении прав жителей г.Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. № 29