Новости

Предложения о реформе регистрационного учёта

31.10.2021 08:27

Регистрационный учет давно не выполняет свою функцию и нуждается в реформировании

Существующая система регистрационного учёта сохраняет пороки разрешительной прописки как пережитка крепостничества. Не будучи всеобщей и общедоступной, она не позволяет государству вести достоверный статистический и адресный учёты населения. Поэтому должна быть преобразована в реально уведомительную регистрацию

"Далеко не все граждане попадают под критерии регистрации: требуется согласие и наймодателя, и всех ранее вселенных (включая отсутствующих), приспособленность помещений для проживания. Если это дача или садовый дом – то обязательно в черте населенного пункта, чтобы там были необходимые коммуникации и др. Из-за всех этих препятствий уже вселенный человек не может зарегистрироваться», - говорит председатель исполкома Форума переселенческих организаций, руководитель ПО Восход Евгений Бобров.

Проблемы несовершенства регистрационного и миграционного учетов обсуждались 28 октября на втором круглом столе Форума на тему "Как преодолеть неизбежность фиктивной регистрации, которой вынуждены пользоваться и мигранты, и россияне", в котором приняли участие и представители Главного управления по вопросам миграции МВД России, Генпрокуратуры, Уполномоченного по правам человека в РФ и других ведомств, эксперты и правозащитники (всего более 40). Первый состоялся 2 марта в г.Обнинск Калужской обл., см. материал "В России заговорили о реформе прописки".

Правозащитники предлагают максимально расширить основания регистрации, чтобы не было ни одного человека, который бы не смог зарегистрироваться в месте проживания, и сделать процедуру реально уведомительной, без принятия решения паспортной службой, максимально исключив личное взаимодействие с ней (по почте, через портал госуслуг, терминалы в пунктах массового прибытия).

Отвязать регистрацию от жилищных прав (законности вселения, согласий, норматива площади и др.), и установить возможность ее оформления в любом помещении, не обязательно жилом, а также по фактическому адресу работодателя, если человек живёт в помещении работодателя без адреса (строит новый микрорайон, выполняет полевые работы, устраняет последствия стихийного бедствия, ночуя в вагоне-бытовке в поле).

Бездомных предлагается регистрировать по месту жительства по адресу районного подразделения ГУВМ или местной администрации, что обеспечит в т.ч. планирование пунктов их обогрева, дезинфекции и питания зимой. В таком порядке по адресу местной администрации сейчас регистрируются кочевники из районов Крайнего Севера, причем по месту жительства. 

Со стороны Минтруда и МВД звучат возражения на предложения общественников. Например, что нельзя регистрировать людей в модульных вагонах или бытовках, дескать, в плохих условиях начнутся заболевания вплоть до эпидемий. Либо о возможности злоупотреблений, позволяющих предоставлять непригодное для проживания жилье местным очередникам вслед за мигрантами.

Со слов самого Боброва, эти предположения беспочвенны, т.к. "регистрация и миграционный учет — это лишь оформление проживания, производится после вселения и не предоставляет нанимателю права на жилье. Связанное с жилищными отношениями и болезнями непонимание обусловлено отсутствием установки руководства на решение проблемы, что и порождает такие домыслы. Ведь все это успешно применяется с 2007 г. в миграционном учете иностранцев, и эпидемий нет».

В части миграционного учета правозащитники предлагают пойти дальше - отвязать его от регулирования миграционных процессов и вообще от законности пребывания иностранцев в РФ и оформлять абсолютно всем – кто где живет и неважно, законно или незаконно иностранец находится в России. Так можно подсчитать и незаконно находящихся, после чего требовать их легализации или выдворения. Это позволит соблюсти главную цель миграционного учета – контролировать всех находящихся ИГ в России.

Для подготовки к круглому столу профильным ведомствам был направлен материал "В Благовещенске переселенцы из Казахстана попали в ловушку закона: люди рассчитывали на поддержку, а получили угрозу депортации" о длительной невозможности оформить регистрацию семье участников Госпрограммы переселения соотечественников из Казахстана с 4 детьми, пока их у себя не зарегистрировал отставной полковник МВД.

В случае критики инициатив правозащитников без предложения альтернатив, Бобров предложил коллегам из ГУВМ дать конкретные предложения о том, как именно зарегистрироваться многодетной семье участников госпрограммы, если все наймодатели отказывают. Либо они будут выдворены из России с запретом на въезд.

Один из представителей ГУВМ предложил набраться терпения и дождаться строительства арендных домов, предусмотренных жилищным кодексом с 2014 г. Хотя общеизвестно, из-за высокого срока окупаемости арендные дома бизнесу пока неинтересны.

На вопрос о том, почему на госуслугах нельзя зарегистрироваться по месту жительства, а со следующего года можно лишь по месту пребывания, представитель ГУВМ ответил, что это упирается в невысокие мощности системы. В этой части, по словам Боброва, нужна экспертная проработка с представителями Минэкономразвития и Минцифры, администрирующего портал госуслуг.

Эксперта также возмутил пассаж одного из чиновников о больших расходах на работодателей, если они будут прописывать проживающих у них работников.«Регистрация своих нанимателей — законная обязанность владельца жилья. В советскую эпоху бумажного документирования из-за оформления прописки в общежитиях ни один завод не разорился. Сейчас можно быстро регистрировать людей через интернет. Желание — тысяча возможностей, а нежелание — тысяча причин».

Отсюда и перекладывание ответственности на Минстрой, «раз речь идет о жилье», или на инвесторов и властей субъектов РФ, обязанных финансировать его строительство.

И даже циничное кивание на переселенцев, которые, дескать, сами знают, куда едут и с какими проблемами придется столкнуться. Вторая причина – интересы силовых ведомств, которые стоят над миграционной политикой.

По мнению собеседника, «силовики ликвидируют зачатки добрых инициатив, с которыми согласно ГУВМ. Уменьшив штат последнего и превратив оформление миграционных документов из бесплатной государственной функции в платное оказание посреднических услуг многофункциональными миграционными центрами, они усиливают коррупциогенность. В ГУВМ всегда отмечают, что заинтересованы в надежной работе отлаженных процедур, а не в коммерциализации».

Миграционное управление сообщило о некоторых своих планах. Возможно расширение категории граждан, которые могут ставить на миграционный учет приезжих, и саморегистрация последних – т.е. при наличии договора найма наниматель сможет зарегистрировать себя самостоятельно на этот срок, без участия собственника. В целом, по словам Боброва, так и надо поступать в случаях, когда человек сдает жилье для проживания и не удосужился зарегистрировать квартирантов, хотя по закону обязан это сделать.

Правозащитник рассчитывает, что в ходе ведомственных корректировок «регистрационный учет может быть более тесно подтянут к миграционному. Ведь у ГУВМ уже есть магистральное понимание необходимости его реформирования, но с субъективными мнениями отдельных исполнителей, которые не хотят менять ситуацию, чтобы администрирование адресов, где проживают люди, велось автоматически. Тем более, что это не требует огромных усилий и финансовых вливаний».

С учетом двух обсуждений, правозащитники направили руководству ведомства свои предложения для максимально широкой экспертной проработки с последующим совместным рассмотрением на Экспертно-консультативном совете ГУВМ.