Заключение о незаконности ряда положений московского жилищного закона № 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО "Восход" о проверке законности отдельных положений Закона г.Москвы
«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»
от 14 июня 2006 г. № 29
МОО «Правозащитная организация «Восход» проведена проверка соответствия жилищному законодательству Российской Федерации Закона г.Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон № 29), по результатам которой выявлены следующие нарушения:
-
Основным нарушением является неконкретность содержания части 1 ст. 9 и части 2 ст. 1 Закона, позволяющая при применении части 1 ст. 20 рассчитывать уровень жилищной обеспеченности членов семьи очередников с необоснованным включением в него общей площади жилого помещения супруга (супруги) и их несовершеннолетнего ребенка (детей) даже при отсутствии изменений в жилищных условиях семьи очередников, в результате которых были бы утрачены основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма
То же самое относится к лицам, объединенным признаками родства или свойства, совместно проживающим в жилом помещении очередников, а также гражданам, проживающие совместно с очередниками, в том числе вселенным в жилое помещение в качестве членов их семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Нарушение прав граждан состоит в незаконном снятии с жилищного учета либо в ошибочном учете в уровне жилищной обеспеченности семьи очередников площади жилого помещения, которое учитываться не должно (при предоставлении другого жилья либо субсидии на его приобретение).
Так, согласно части 1 ст. 9 Закона № 29:
«В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи».
Критерии отнесения к членам семьи заявителя для целей предоставления жилья из жилищного фонда г.Москвы указаны в части 2 ст. 1 Закона № 29, согласно которой:
«Члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты)» (в ред. Закона г. Москвы от 18 июня 2008 г. № 24).
В результате подтвержденного многочисленными определениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (от 10 мая 2011 г. № 5-В11-4, от 26 июля 2011г. № 5-В11-59; от 24 апреля 2012 г. № 5-В12-5 и др.) толкования указанных норм не учитываются следующие обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии изменений в жилищных условиях семьи очередников, в результате которых были бы утрачены основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма:
- супруг (супруга), ребенок, родственник или свойственник не состоит с семьей очередников на жилищном учете;
- в квартиру очередников не вселялся;
- никто из членов семьи очередников не приобрел права на его жилье;
- и более того, самостоятельного права на это жилье не приобретёт даже супруг – член семьи очередников, в случае приобретения права собственности либо постоянного пользования (социальный найм) на это жилье вторым супругом до брака, либо в период брака, но по безвозмездной сделке.
2. В части 3 ст. 1 имеется не предусмотренное в федеральном жилищном законодательстве понятие «площадь жилого помещения», что, кроме того, приводит к разночтениям и путанице в применении понятий «учетная норма площади жилого помещения» и «норма предоставления площади жилого помещения»
Согласно указанной норме, площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас.
Между тем, наличие у жилого помещения общей и жилой площади является его существенными свойствами.
Установление требований к жилым помещениям отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 2 ст. 12 ЖК РФ), и понятия «площадь жилого помещения» в федеральном законодательстве не предусмотрено.
Понятие общей площади жилого помещения определено в части 5 ст. 15 ЖК РФ, и она состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Понятие жилой площади жилого помещения в федеральном законодательстве не определено, но в п. 3.35. Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. № 37, указано, что жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых комнат.
Кроме того, установление в московском законодательстве понятия площади жилого помещения привело к следующим коллизионным неопределенностям:
- неясно, каким образом в площадь жилого помещения могут входить площади балконов, лоджий, веранд и террас, если по ЖК РФ они не входят в общую площадь жилого помещения;
- по существу подмена понятия «жилая площадь жилого помещения» (к сожалению, отсутствующего в федеральном жилищном законодательстве) понятием «площадь жилого помещения» привело к иллюзии вхождения в жилую площадь площадей балконов, лоджий, веранд и террас и, соответственно, к их ошибочному включению в расчет нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, определяющих размер общей площади жилого помещения (т.е. без учета балконов, лоджий, веранд и террас).
Соответственно, подлежат изменению на «общую площадь жилого помещения»:
- фраза «площадь жилого помещения», содержащаяся в пункте 1 ч. 1 ст. 8 «Основания для признания жителей города Москвы нуждающимся в жилых помещениях»;
- фраза «площади жилого помещения», содержащаяся в частях 3, 4 ст. 9 «Учетная норма площади жилого помещения»;
- фразы «площадь жилого помещения», «площадь», содержащиеся в заголовке и тексте ст. 20 «Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы» (прежде всего, в частях 3 - 6);
- и др. статьях Закона № 29.
3. Название статьи 9 «Учетная норма площади жилого помещения» не в полной мере соответствует ее содержанию, в котором непосредственно размер учетной нормы площади жилого помещения регламентируется лишь в частях 3 и 4, а остальные части регулируют вопросы учета или неучета имеющегося у членов семьи заявителя другого жилья либо неприобретение ими права на жилье заявителя
Поэтому целесообразно разделить статью 9 на две статьи.
4. Перечисленные в части 2 ст. 10 последствия совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не учитывают фактическое отсутствие таковых в жизненных ситуациях, в которых не было злоупотребления правом со стороны членов семьи очередников
Все перечисленные в части 2 ст. 10 последствия совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения,
не учитывают наличия жизненных ситуаций, в которых не было злоупотребления правом со стороны членов семьи очередников.
Следует дополнить данную часть возможностью ее применения лишь при наличии одного из следующих обстоятельств:
- при ухудшении тем самым жилищных условий членов семьи очередников, влекущих возникновение у города Москвы обязанности по предоставлению данной семье очередников жилого помещения ранее даты обеспечения очередников соответствующего года принятия на жилищный учет либо иных мер государственной поддержки граждан в жилищной сфере в большем размере, чем до наступления какого-либо из перечисленных обстоятельств,
- либо возникновении оснований принятия на жилищный учет члена семьи (в т.ч. бывшего члена семьи, родственника или свойственника), не состоящего на жилищном учете в Москве.
5. В части 11 ст. 11 «Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях» содержится излишняя и неопределенная правовая регламентация о сроке получения заявителем копии решения о принятии на жилищный учет
Согласно указанной норме, копию решения о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин, подавший заявление, может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
Столь ограничительное правовое регулирование приводит к неопределенности, может ли заявитель получить это решение по истечении 10 рабочих дней, и не ясна сама цель правового регулирования данной части.
Предлагается изменить данную норму, взяв за основу третье предложение части 2 ст. 56 ЖК РФ.
6. Пункт 2 части 1 ст. 15 «Снятие жителей города Москвы с жилищного учета» не соответствует статье 5 и части 2 ст. 6 Вводного закона к ЖК РФ и подлежит уточнению
Согласно пункту 2 части 1 ст. 15 «жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений».
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к ЖК РФ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые ранее, т.е. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Многочисленными определениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ признавались незаконными распоряжения жилищных органов о снятии с жилищного учета очередников, принятых на него до 1 марта 2005 г., в связи с, прежде всего, отсутствием у них статуса малоимущего, наличием недвижимого имущества либо иной повышенной имущественной обеспеченности и др.
7. Часть 3 ст. 15 «Снятие жителей города Москвы с жилищного учета» о возможности получения заявителем копии решения о снятии с жилищного учета не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не соответствует части 2 ст. 56 ЖК РФ:
- в части срока: 10 рабочих дней на получение вместо 3 рабочих дней на высылку;
- необходимости непосредственного обращения заявителя в уполномоченный жилищный орган для подачи заявления о выдаче ему копии вышеназванного решения, хотя ЖК РФ предусмотрена также и высылка и именно непосредственного обращения заявителя по ЖК РФ не требуется;
- не ясна цель направления заявителю сначала извещения о снятии с жилищного учета (в предусмотренный ЖК РФ срок в 3 рабочих дня), и лишь затем - копии самого решения (в срок в 10 рабочих дней).
Нет препятствий к исполнению требований части 2 ст. 56 ЖК РФ и высылке копии решения с сопроводительным извещением в срок в 3 рабочих дня со дня принятия решения, что и следует установить в Законе № 29.
8. Часть 3 ст. 23 «Общие положения по предоставлению жилых помещений по договору социального найма» ограничивает гарантированное законом право на получение двух и более жилых помещений по договору социального найма семьями очередников:
- состоящих из 6 и более граждан (пункт 6 ч. 6 ст. 20 Закона № 29);
- в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, если указанные лица не могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире (пункт 7 ч. 6 ст. 20 Закона № 29). Такие семьи обеспечиваются жильем в два этапа: сначала получает жилое помещение тяжелобольной как имеющий право на внеочередное обеспечение жильем (на 1 чел.), остальные очередники получают жилое помещение в порядке очередности.
9. В части 5 ст. 23 фразу «предусмотренных жилищным законодательством или договором» следует заменить на «предусмотренных законодательством Российской Федерации»
Согласно указанной норме:
«При нарушении условий договора в случаях, предусмотренных жилищным законодательством или договором, наниматели подлежат выселению из занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном порядке в иное жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. При этом договор социального найма на занимаемое жилое помещение расторгается».
Между тем, определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений относится к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 14 ст. 12 ЖК РФ). Вытекающая отсюда публичность указанных правоотношений исключает возможность и их договорного регулирования (использован союз «или»).