ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Новости

Пытаемся внести важнейшие поправки в законопроект о жилье сиротам

11.07.2018 09:54

12 апреля 2018 г. Госдумой единогласно принят в первом чтении законопроект № 352096-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разработанный в целях совершенствования механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, формирования единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав.

Об актуальности и социальной значимости данной проблемы свидетельствуют многочисленные обращения в адрес Президента России, в министерства, правоохранительные органы и в СПЧ. На необходимость принятия скорейших мер по решению проблемы обеспечения жильем детей-сирот и усиления гарантий защиты их жилищных прав указывал и глава государства.

В связи с отклонением профильным Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей важнейших поправок, внесенных депутатами Госдумы и членами Совета Федерации при подготовке законопроекта ко второму чтению, запланированному на 12 июля 2018 г., утром 11 июля СПЧ обратился к председателю Госдумы с предложением о внесении в законопроект основополагающих поправок, направленных на решение острейших проблем в обеспечении жильем детей-сирот.

  1. Крайне важным является предложение законодательно установить право на обеспечение жильем лиц, которые относились к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но из-за незнания о своем праве на льготное обеспечение жильем и порядка реализации этого права не были своевременно до 23 лет поставлены на жилищный учет или с 1 января 2013 г. не были включены в соответствующие региональные списки. К сожалению, сейчас таким выпускникам детских домов отказывают в предоставлении жилья.

Вызывает глубокую озабоченность и категорическое несогласие возложение на сирот ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по обеспечению их жилищных прав администрацией образовательных и иных учреждений, в которых они обучались и (или) воспитывались, а также опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства в период их несовершеннолетия.

Эта проблема активно обсуждалась депутатами Госдумы в начале 2012 г. при принятии законопроекта, устанавливающего новый порядок обеспечения жильем детей-сирот, и тогда не возникло сомнений в необходимости урегулировать эту проблему и защитить своевременно не реализованные жилищные права сирот.

К сожалению, принятая тогда норма оказалась неудачной. В административной и судебной практике она применяется так: право на жилье за сиротой сохраняется независимо от его возраста лишь при условии, что до 23 лет он был принят на жилищный учет или включен в список. Если этого не произошло, сирота утрачивает льготное право на жилье.

Предлагаемая поправка не приведет к расширению категории подлежащих обеспечению жильем сирот, поскольку речь идет лишь о тех, кому государство ранее гарантировало предоставление жилья и свою обязанность не выполнило. Список может увеличиться незначительно, т.к. в него попадут лишь имевшие право на получение жилья по прежнему законодательству, и это будет устанавливаться в судебном порядке. Причем лишь те из них, кто до настоящего времени не решил свой жилищный вопрос и может считаться необеспеченным жильем.

Обращения сирот в Совет свидетельствуют о крайней необходимости этой поправки. Мы можем и должны восстановить справедливость, а не отмахиваться от тех сирот, которых незаслуженно обделили жильем.

  1. Отклонена поправка о невозможности проживания сирот:

- в ранее занимаемом жилом помещении, где живут их бывшие усыновители, а усыновление отменено (т.к. это совершенно посторонние для сироты лица);

- в жилье, где проживают лица, не являющиеся членами семьи сироты (там невозможна социальная адаптация);

- с другими лицами, если сирота страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно.

Хотя перечисленные обстоятельства совершенно очевидны, указанная поправка отклонена.

  1. По действующему закону проживание сироты невозможно не только в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, но и в признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям (даже без признания непригодным для проживания: например, если заключением Роспотребнадзора установлено несоответствие жилого помещения требованиям СанПиН).

Однако, принимаемым законопроектом предлагается изъять вторую часть этой нормы и оставить только случаи, когда жилье сирот признано непригодным для проживания. Безусловно, это явное ухудшение закона в части защиты жилищных прав сирот, что противоречит статье 55 Конституции РФ.

  1. Мы постоянно говорим о неготовности сирот к самостоятельной жизни, о необходимости их сопровождения за стенами детских домов, о том, как порой трудно им найти работу. Но одновременно законопроектом устанавливается норма, позволяющая расторгать с сиротами в судебном порядке договоры найма специализированного жилья, в том числе в связи с неуплатой в течение года коммунальных услуг. Эта норма явно поспешна, и следует сократить до минимума основания расторжения с сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.5. Жилье детям-сиротам должно предоставляться сразу по достижении ими 18 лет. В реальности, из-за нехватки средств предоставление происходит через 3, а то и 10-15 лет. Все это время эти граждане живут где придется. В ряде регионов принимаются меры для обеспечения сирот временным жильем или компенсируются расходы за поднаем жилья.
  2. Предложена поправка, предоставляющая субъектам Российской Федерации такую возможность на основании положений федерального закона. Это позволило бы органам законодательным собраниям и главам регионов на основании положения федерального закона изыскивать средства в региональных бюджетах для обеспечения временного проживания сирот в благоустроенных жилых помещениях до их обеспечения жильем из спецжилфонда. К сожалению, и эта поправка отклонена.
  1. Профильным комитетом не поддержано предложение о предоставлении регионам возможности по установленным федеральным законом основаниям сокращать с 5 до 3 лет срок специализированного найма жилья сиротам, которые достигли возраста 23 лет, адаптировались, имеют семью, детей, самостоятельный заработок, добросовестно исполняют свои обязанности по договору найма спецжилфонда. С таким предложением в Госдуму обращались многие регионы.

Ограничения в использовании предоставляемого сиротам жилья оправданы и преследуют цель содействовать социальной адаптации выпускников детских домов, оградить их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, от жилищных мошенников. Но эти ограничения должны быть разумны и не препятствовать «адаптированным» сиротам в возможности смены жилья при трудоустройстве с переездом в другой регион, создании семьи и т.д.

7. Отклонена поправка, которой предложено из норм базового закона, регулирующего дополнительные гарантии детям-сиротам, исключить понятие «ранее занимаемые жилые помещения», которое отсутствует в Жилищном кодексе РФ, и создает ненужную путаницу на практике, позволяя трактовать это понятие неоправданно широко.

  1. Контроль за использованием, сохранностью, распоряжением занимаемыми сиротами жилыми помещениями, за обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния должен устанавливаться Правительством РФ или профильным министерством, но не законодательством субъектов. В важнейшем вопросе защиты имущественных прав детей-сирот критерии и гарантии должны быть едиными для всей страны, независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации за сиротой сохранено жилое помещение. Однако и эта норма не нашла поддержки.

Законопроектом устанавливается, что он вступает в силу с 1 января 2019 года.

Учитывая высокую социальную значимость законопроекта для одной из наиболее уязвимых категорий граждан, СПЧ полагает необходимым учесть указанные замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению, провести дополнительное обсуждение поправок и принять законопроект в осенней сессии.

В случае непринятия поправок на заседании Госдумы 12 июля мы с руководителем благотворительной организации "Соучастие в судьбе" Алексеем Голованем, подготовившим основную часть указанных предложений, будем добиваться последующего отклонения принятого закона Советом Федерации, а также главой государства и создания согласительной комиссии.