Татарстан в 20 раз сократил бюджет расселения аварийщиков и допустил нарушения закона
Одновременно с выпуском рекомендаций зеленодольские власти начали принудительное выселение людей на Украинской улице – пока три квартиры, но в перспективе еще 60. В то же время, суды по исполнительным решениям продолжаются – даже там, где сами же представители властей говорили, что не будут настаивать на выселении
Выселять зеленодольцев из дома №23 по улице Украинской сегодня прибыли сотрудники ОМОНа, судебные приставы и чиновники. Сначала сообщения о принудительным выселении под охраной росгвардейцев казались преувеличением. После в пресс-службе ведомства подтвердили:
«В рамках межведомственных мероприятий в Зеленодольске сотрудники Росгвардии обеспечивают беспрепятственную работу сотрудников взаимодействующих органов».
Высказались и судебные приставы. Отметили, что в три квартиры чиновники вместе с группой поддержки пришли после того, как жильцы отказались исполнять решения суда.
«Исполнительные действия производятся на основании решения Зеленодольского городского суда Республики Татарстан. Гражданам были вручены требования об исполнении судебного решения. В связи с тем, что решение суда в добровольном порядке ими не исполнено, выселение производится принудительно. В момент прибытия судебных приставов жильцы добровольно покинули помещения аварийного дома, на основании чего был составлен соответствующий акт. В ближайшие сроки запланированы исполнительные действия по выселению из 60 квартир аварийных домов».
Выселения начались ровно в тот день, когда члены СПЧ выпустили расширенное сообщение о визите в Татарстан и программе расселения аварийного жилья, вызвавшей нарекания жителей республики. Открытым остается вопрос исполняемости рекомендаций СПЧ. Станут ли они спасением для сегодняшних аварийщиков или помогут лишь тем, кто столкнется с проблемой в будущем.
Обещания забыты?
График дальнейшего принудительного расселения 60 семей не оглашался. В СПЧ, кстати, напомнили, почти половины пока не расселенных жителей Зеленодольска живут в домах по улице Декабристов, незаконно признанных аварийными. Члены комиссии Совета нашли несколько нарушений.
«Не проводилось инструментального обследования технического состояния и оценки пригодности к проживанию, предусмотренных пунктами 7, 42 - 45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, - говорится в отчете. - Это нарушение является существенным. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры безусловно свидетельствует о незаконности решений о признании жилых домов аварийными».
Есть и еще одна критическая точка программы, вызывающая вопросы. Несмотря на то, что для ряда жителей были приняты индивидуальные решения, де-факто они не исполняются. Так, с квартирой обещали помочь 92-летней ветерану труда Марфуге Гадиевой, однако ее имя в числе пострадавших значится и в сегодняшнем отчете СПЧ. Невыполненным остается и обещание выдать квартиру Гузель Карповой – аварийщице из Полукамушков. Вместе с сыном-инвалидом она стояла сразу в двух очередях, ей было гарантированно жилье. Но местные власти посчитали иначе и подавали все новые апелляции. Верховный суд РТ встал на сторону Карповой, но представители муниципалитета говорят, что квартир нет. Тем временем, исторические Полукамушки продолжают гореть, а люди ввели дежурства, чтобы не стать жертвами пожаров. Наконец, во вторник, 25 июня состоится судебное заседание по иску Зайтуны Коротковой. Не выселять ее обещали и глава района Александр Тыгин, и премьер-министр РТ Алексей Песошин. Более того, как рассказал «Казанскому репортеру» юрист аварийщиков Сергей Сычев, есть судебное решение, признающее дом не аварийным. Но… тяжбы продолжаются.
Звучало и другое обещание. Представители властей Татарстана говорили, что ни один из аварийщиков не будет выселен на улицу, и для каждого найдут компромиссное решение. Тем не менее, разнарядки выданы на 60 адресов. Сергей Сычев полагает, все дело в том, что району с республиканского уровня переданы средства на снос.
Незаконные решения и перегибы
О незаконных экспертизах, признающих дома аварийными, мы уже говорили выше. В продолжение приведем еще один тезис. Члены СПЧ лично прошли по объектам из списка ветхих. Осмотрев подъезды, некоторые квартиры и чердачные помещения жилых домов №№ 3, 9, 13 по ул. Декабристов, отметили, что техническое состояние «визуально является добротным и факторов очевидной опасности для проживания граждан не выявлено».
Кроме того, в отчете приводятся свидетельства аварийщика Владимира Сапунова о домах на Декабристов. Он настаивает, что до последнего времени в домах исправно проводились ремонтные работы.
«При возможности и финансовой приемлемости капитального ремонта целесообразен пересмотр постановлений об аварийности и судебных решений о сносе. Тем более, что муниципальное жилье в том же Зеленодольске давно не строится, а в жилищной очереди с 1982 года стоят почти 1 тыс. семей, и у администрации нет возможности быстро исполнить даже 23 судебных решения о немедленном предоставлении жилья внеочередникам».
Работу над ошибками рекомендуют провести Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ вместе с другими органами власти. Пока проводятся экспертизы, стоит приостановить рассмотрение дел судами, полагают в Совете. А в случае исключения домов из списка аварийных, иски и вовсе должны быть отозваны. Таков план. Что будет на самом деле, покажет время. Дело в том, что власти Зеленодольского района уже заявили жильцам, действительно, их дома могут быть обследованы. Но если объекты исключат из программы, все кто уже выехал и получил компенсации, должны будут покинуть новые квартиры и вернуть деньги.
О полученных частью жителей новых квартир в СПЧ тоже сложили свое мнение. Тем, кто не мог претендовать на жилье метр в метр и нормальную компенсацию, средства выделяли из расчета около 11 тысяч рублей за квадратных метр. На эту сумму люди смогли купить жилье, «площадью, не обеспечивающей даже нормальный объем воздуха для сна». Причем страдали чаще всего те, кто не может позволить себе так называемый республиканский инструмент в помощь – социальную ипотеку. Это незащищенные слои населения, ветераны, пенсионеры, многодетные семьи и так далее. Именно поэтому в СПЧ предлагают подумать о других механизмах поддержки для незащищенных слоев населения – помимо социальной ипотеки и найма. Но даже если такие механизмы придумаются, непонятно что делать с теми, кто уже лишился жилья. Тем более, что среди таких есть люди, готовые предоставить документы, доказывающие незаконность действий властей. Пример – история семьи Волковых.
«14 мая 2018 года семья была выселена без предоставления другого жилья из находящейся в собственности трехкомнатной квартиры в доме № 111 по ул. Белоглазова Альметьевска, признанного аварийным постановлением исполкома Альметьевского муниципального района от 23 декабря 2008 г. № 3375, - напоминают в СПЧ. - При этом заявитель указывает об отсутствии информации о решении о признании дома аварийным и о принятии с жителей оплаты за капитальный ремонт еще в течение 1,5 лет после его признания аварийным. Между тем, в силу ч. 2 ст. 169 ЖК РФ собственники аварийного жилья освобождены от оплаты капремонта».
Среди прочих отмечены случаи уговоров представителей властей приватизировать квартиры, которые должны были признать аварийными. В этом случае, люди лишались права получения жилья метр в метр. Да и в целом приватизация ветхого жилья – это незаконная мера. Подобные примеры СПЧ зафиксировали в разных точках республики и надеются на прокурорскую проверку этих фактов и другие нарушений.
Где деньги?
Расчет стоимости аварийной программы – еще один пункт в отчете. Итак. Финансирование программы планировалось осуществлять за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ – 4,334 млн рублей и 5,441 млн рублей – за счет бюджета Республики Татарстан. Однако впоследствии Фонд выполнил свои обязательства полностью, а республика внесла только 200 млн рублей.
«Членам рабочей группы СПЧ не ясна причина более чем 20-кратного снижения размера финансирования расселения аварийного жилья за счет бюджетных средств Республики Татарстан. Одностороннее изменение субъектом Федерации объема долевого финансирования является нарушением п. 2.2. ст. 15.1 Закона № 185-ФЗ», - говорят в СПЧ.
В результате программа финансировалась так:
- средства Фонда – 4,464 млн рублей.
- средства бюджета Республики Татарстан – 972,8 млн рублей.
- средства органов местного самоуправления – 75,3 млн рублей.
- внебюджетные источники финансирования – 0,48 млн рублей.
Отсюда и выкупная стоимость в 11 тысяч рублей за квадратный метр. Изначально людям предлагалось платить более 20 тысяч рублей за метр и, в целом, многие согласились бы с таким вариантом. Тогда из своих средств доплатить пришлось бы около трети стоимости.
В Совете по правам человека не говорят о том, что Татарстан полностью провалил программу расселения аварийного жилья. Меры, предпринятые властями, в целом, оценены высоко. Действительно, с 2013 по 2018 год новое жилье получили значительное количество аварийщиков. Однако большое число жалоб позволяет рабочей группе СПЧ завершить свой отчет следующими выводами и рекомендациями:
- Предусмотренный федеральным законодательством (Жилищным кодексом РФ и Законом № 185-ФЗ) механизм расселения аварийного жилья нарушает конституционное право на жилье малообеспеченных граждан - собственников, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
- Механизм, использованный органами власти Республики Татарстан, является дополнительной возможностью обеспечения жильем граждан - собственников аварийного жилья, но крайне низкий размер выкупной стоимости в 11 022 руб. за кв. метр не позволяет многим малообеспеченным семьям приобрести в собственность другое жилое помещение без привлечения заемных средств.
- Кабинету министров Республики Татарстан рекомендовано изыскать возможности обеспечения конституционных прав на жилье и на частную собственность малообеспеченных граждан-собственников аварийных жилых помещений, прежде всего, из социально приоритетных категорий населения (одиноких пожилых граждан, одиноких инвалидов, семей с ребенком-инвалидом и др.), не способных выплачивать ипотечный кредит, внеся изменения в республиканские нормативные правовые акты, регламентирующие механизмы расселения аварийного жилья.
Регина Алендеева
Казанский репортер, 24 июня 2019 г.