Новости

В новом законе о переселении граждан из аварийного жилья учтена часть предложений ПО «Восход»

17.01.2020 00:06

27 декабря 2019 г. президент подписал Федеральный закон № 473-ФЗ о внесении изменений в ЖК РФ и закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ в части переселения граждан из аварийного жилья. Руководитель ПО «Восход» Евгений Бобров принимал участие в обсуждении этого законопроекта в экспертном совете Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Часть наших предложений законодателем была учтена

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения из аварийного жилья и дает возможность региональной власти использовать новые инструменты.

Так, на уровне субъекта может быть принято решение о предоставлении собственникам квартир в аварийных домах субсидии, которая позволит им возместить часть затрат на приобретение нового жилья. Те, кто в аварийном доме владеет одной квартирой и решат купить новую в кредит, смогут рассчитывать на компенсацию по ипотечным займам.

Мы опасались, что основным способом расселения аварийного жилья может стать принудительное переселение в судебном порядке с навязыванием социальной ипотеки в т.ч. заведомо неплатежеспособным категориям населения, как это было в Татарстане (см. наши Предложения по проблемам реализации программы расселения аварийного жилья в Татарстане от 22 июня 2019 г.). Так, размер компенсации за аварийное жильё в Зеленодольске, Альметьевске и др. составлял всего 11 022 руб., т.е. полмиллиона за среднюю квартиру, на которые жилья не купишь. Значительную часть нового жилья этим семьям приходилось покупать в кредит, после невыплаты которого должники рисковали стать бездомными.

Татарстанский опыт, к счастью, не стал основным способом расселения аварийщиков.

Принята поправка, что жители аварийного дома, создающего реальную угрозу их жизни, смогут получить временное маневренное жильё. При этом, срок предоставления такого жилья составит не более двух лет. За это время власти должны будут выплатить гражданам компенсацию для приобретения новых квартир либо предоставить новое жильё.

Это, конечно, не лучшее решение, т.к. 2 переезда за 2 года сравнимы с пожаром. Тем более, что опыт 25-летнего необустройства, к примеру, вынужденных переселенцев из Чечни приводит к выводу о том, что у нас нет ничего более постоянного, чем временное.

Было отклонено наше предложение о выплате этой компенсации в течение максимум 3 месяцев из средств Фонда реформирования ЖКХ. Более того, населённые пункты с маневренным жильём в каждой области можно пересчитать по пальцам. И к тому же, сейчас в России не ведётся нормальной работы по формированию фонда маневренного жилья.

Не была принята и ключевая поправка о законодательной недопустимости выселения вникуда не способных выплачивать ипотечный кредит малообеспеченных граждан - собственников аварийного жилья, прежде всего, из социально приоритетных категорий населения (одиноких пожилых граждан, одиноких инвалидов, семей с ребенком-инвалидом и др.).

Вместе с тем, включена в закон наша поправка о недопустимости строительства коммерческой недвижимости на месте расселяемого за государственный счёт аварийного. Дело в том, что снос и расселение аварийного жилья за бюджетный счёт позволяло коммерсантам неплохо наживаться, застраивая на наиболее лакомых уже свободных земельных участках на как правило готовых коммуникациях аппартаменты, торговые и бизнесцентры, при этом не неся никакой социальной нагрузки по переселению.

Освобождаемые от аварийных домов за бюджетный счёт земельные участки теперь должны использоваться исключительно под строительство социальных объектов или для создания на этом месте общественного пространства (парков и скверов).

Эта норма не распространяется на земельные участки с аварийными домами, переселение из которых осуществлялось по договорам о развитии застроенной территории (т.е. частично за счёт средств застройщиков).